top of page
  • Фото автораРевуцкая Евгения

ЗНАКИ СУДЬБЫ ИЛИ ИТАЛЬЯНСКИЙ ЯЗЫК ОТ HR-МЕНЕДЖЕРА

Обновлено: 26 мар.


Моих учеников, и не только, интересует, как же я стала преподавателем. Решила собрать вопросы, которые мне чаще всего задают на эту тему, и честно на них ответить. Когда еще, как ни в День рождения?


Мечты и реальность

Современные дети мечтают торговать биткоинами, быть суперменами, в крайнем случае кинозвездами или бизнесменами. А кем вы мечтали быть в детстве и почему? Повлияла ли детская мечта на выбор профессии преподавателя итальянского языка?

Сначала я хотела быть врачом. И тогда, и сейчас уверена — это одна из самых важных и самоотверженных профессий. Но в 9 лет с мечтой пришлось расстаться.

Поводом стала ужасная картина, случайно увиденная в приоткрытую дверь процедурной. На моих глазах беззащитному грудничку делали укол в голову. В тот момент поняла, что буду рядом с пациентом сидеть неподвижно и плакать, страдать от собственного бессилия… но никогда не смогу сделать больно. И кому поможет такой медик?

На смену врачу пришел парикмахер. Я представляла себя не парикмахершей, как говорят, а феей, которая превращает женщин в сказочных красавиц. Планы разрушила старшая сестра. Буквально: В нашей семье у всех высшее образование! - изрекла она. И не поспоришь. А менять традиции, для того чтобы младшенькая пошла в народ, даже ради такой возвышенной цели, негоже. Кстати сказать, их теперь у меня три, этих высших образования. И все жизненно необходимые. Последнее я получила в Италии в Венеции. В части того, как преподавать итальянский язык иностранцам. А всю мою первую студенческую жизнь я стригла девчонок в общежитии. Делала из них красоток.

Тогда я решила посмотреть мир. Бортпроводница пассажирских морских судов подходила для осуществления задуманного как нельзя кстати. Сестра вновь опустила меня с облаков в реальность. Ее авторитетное мнение потребовало сменить мечты низкого пошиба на что-то более подходящее.

И вакантное место быстро оказалось занятым. По улицам ходили унылые люди, одетые в безликие платья и костюмы, явно пошитые по единой для всех выкройке. Лишь модельер:

  • способен был преобразить серую толпу

  • раскрыть в каждом яркую индивидуальность

  • создать одежду, которая подчеркнет достоинства фигуры

  • изменить образ с помощью виртуозно подобранного аксессуара.

В голове уже роились образы будущих моделей... Но и от этого намерения пришлось отказаться. При поступлении предстояло сдавать экзамен по рисованию. Трезвая оценка собственных сил вынуждала признать — шансы получить высокий балл по профильному предмету у меня равны нулю. А платья я шила. Шила сестре, себе, на заказ, дочери в лихие девяностые по ночам перешивала свои умопомрачительные наряды и все, что попадалось под руку.

Еще я хотела стать артисткой. На полном серьезе учили басню с одноклассником и собирались в театральное училище. Строили планы. Вот не помню сейчас, что нам помешало.

А желания быть училкой точно не возникало. Хотя судьба с завидным упорством делала мне намеки.

Мы выбираем, нас выбирают

Какие знаки судьбы стали предвестниками появление L'italiano per i buongustai?

Еще в начальной школе меня подсаживали за парту к отстающим, чтобы помочь им сконцентрироваться на учебе. Позже я так же добросовестно отвечала за научную организацию труда (НОТ) среди одноклассников.

В старших классах следила за успеваемостью неисправимых двоечников. Приходилось не только объяснять непонятные предметы, но и выяснять в каких условиях ученики занимаются дома.

Знакомилась с родителями. Вместе находили причины, которые не позволяли моим подопечным полностью погрузиться в учебу. И совместными усилиями их преодолевали. Папы с мамами меня обожали. Может даже чересчур. Думаю, им стоило больше любить своих детей.

Тот школьный опыт пригодился в университете, когда контролировала успеваемость целого потока. А уже позже, в бытность HR, наставничество стало моим коньком.

Начало карьеры

Когда я успешно прошла 4 ступени подготовки корпоративных тренеров,

мне предложили взять на себя обучение сотрудников огромной компании.

Почему отказалась? Мне бы предстояло стоять и распинаться перед группой скучающих работников, которых пригнали грызть околонаучный гранит по необходимости. Выпрыгивать из юбки, чтобы пробудить в них мало-мальское желание впитывать знания, поверьте, это так себе работка! Мало кто из сотрудников организаций ценит то, что им достается даром.

А вот персональное наставничество и местами коучинг заинтересованных в собственном развитии бизнес-тренеров и сотрудников Учебного центра, пожалуйста — более благодарное занятие. И знаете, все получилось! Сегодня, меня дословно цитируют. Даже недоброжелатели спустя 10-15 лет признают, что я была права. Считаю, это лучшее доказательство продуктивности проделанной тогда работы.

В то же время началась и первые пробы в педагогической карьере. Коллеги, зная мое страстное увлечение итальянским языком, попросили организовать мини-уроки... для своих. Я согласилась😊. Сработал принцип: прочитал - запомнил 5%, объяснил другому - 80%.

Фундамент для профессии мечты

Знаете, во что я верю? В большинстве случаев не мы, а профессия нас выбирает. Можно в угоду родителям или по совету друзей освоить ту или иную специальность. А спустя время появится желание найти свое дело. Главное, не упустить шанс. И обязательно воспользоваться знаниями и навыками, которые уже имеются в наличии.

Именно это я советовала уставшим от жизни менеджерам, когда они искали кардинальных перемен. Зачем бросаться с головой в омут неизвестности и вычеркивать прошлое? Собственный опыт:

  • поможет найти специальность по душе

  • позволит быстрее освоиться в новой сфере

  • подскажет наиболее подходящий формат для достижения цели.

Мой опыт HR и сегодня выручает. Благодаря использованию основ научной организации труда, стратегического и финансового планирования успеваю выполнить 99,9% намеченных дел.

Учитель в обычной жизни

Существует мнение, что нередко учителя с головой уходят в профессию. Они не разделяют работу и обычную жизнь. А как ваш внутренний преподаватель ведет себя в повседневной жизни? Чувствуют ли близкие дома твердую учительскую руку?

Смотреть на мир как на классную доску — невероятно утомительно. Я и так много времени провожу в классе. Да, у меня дома есть свой класс. С собственным баром, чтобы диалоги отрабатывать. И в этом классе я почти весь день, иногда и до позднего вечера и в воскресенье. Поэтому работу и дом разграничиваю. Но муж нет-нет да и вздохнет: ≪До чего ж тяжело быть женатым на учительнице!≫ Хотя мне кажется, он лукавит. Ему нравятся мои советы и решения. И еще, после онлайн-занятий, проверок заданий и подготовки к новым твердая рука докторессы:

  • утюжит его белоснежные рубашки

  • готовит всевозможные вкусности

  • наводит дома идеальные порядки. Нет, не в том смысле, что бегает с тряпкой. Идеальные порядки - это все по порядку: определить нужного человека для нужной домашней работы. Я же HR.

  • и прочее.

Про дочь ничего сказать не могу. Когда я стала заправской училкой, она уже вышла из под моей опеки.

А вот маме в свое время приходилось непросто. Она участвовала в моих детских играх в школу:

  • писала в тетрадке тексты под диктовку

  • читала вслух

  • учила наизусть стихи.

На русском мама говорила практически без ошибок. Зато на письме у нее проскакивал родной белорусский. И я с превеликим удовольствием черкала те ее труды красным карандашом. И подсказывала слова, когда она декламировала заданное мне на дом стихотворение.

Сейчас мне сложно сказать, почему она не отказывалась. Может ее это тоже развлекало долгими зимними вечерами? Кто знает, может быть моя мудрая мама чувствовала потенциал и таким образом поощряла моего внутреннего учителя? Сейчас на этот вопрос уже никто мне не ответит.

Лингвистический деликатес для гурманов

Ваш блог называется весьма необычно — L'italiano per i buongustai. Вы ведь выбрали такое название неслучайно?

Когда я пришла в профессию, преподаватели иностранных языков осваивали соцсети. Посты заполняли:

  • вереницы ругательных слов

  • бешеные таблицы глаголов

  • дифирамбы сомнительным методикам

  • абсурдные советы.

По моим представлениям, подобное творчество оскорбляло профессию, вносило хаос в уже и так трепещущих перед иностранной материей студентов. Чтобы открыть красоту мелодичного и вдохновляющего итальянского языка требовался другой подход. Я хотела чтобы моя страница в Facebook - начинала я там:

  • подняла планку запросов студентов и подписчиков

  • расширила их интересы

  • заставила думать

  • научила работать над собой.

Поэтому в названии следовало все это отразить. Подходящим словом оказалось именно Buongustai. Со временем название пустило корешки и стало фирменным знаком, который означает высокое качество. Мне кажется, это уже как моя фамилия.

Взрослые ученики — недетские проблемы

Какие трудности возникают при работе со взрослыми? У вас бывают ≪сложные случаи≫?

Трудности обычно возникают у другой стороны. Я уже спокойно реагирую на фразу: У меня совсем нет времени... И точно знаю какие варианты последуют:

  • на домашние задания

  • на проработку материала

  • на погружение в языковую среду

  • на сами занятия по ими же установленному расписанию.

Перерывы и пропуски становятся настоящим бичом. В этих случаях откат назад происходит буквально за две недели. И чем меньше знаний накоплено, тем хуже ситуация.

Одна моя студентка замечательно подметила: Чтобы там ни было, пропускать занятия — грех. В наказание за который обнуляется вся проделанная работа≫. Особенно это верно для начинающих.

Почему важен индивидуальный подход

Сегодня многие ваши коллеги торгуют видео-занятиями, рекламируя собственные уникальные методики. Курсы от L'italiano per i buongustai — гармоничный материал лингвистических правил и эмоциональной практики. Почему вы все-таки тратите время на онлайн-уроки?

Время от времени ко мне обращаются продюсеры онлайн-курсов и предлагают запустить продажу моих записей. Они красочно описывают, какие доходы можно получить при правильно поставленной рекламе.

В такие моменты вспоминаю основоположника менеджмента Фредерика Тейлора. Американец считал, что человеческая жадность, глупость и лень в большинстве случаев берут вверх над здравым смыслом. Поэтому желающих получить знания не напрягаясь всегда хватает. Этим и сегодня успешно пользуются те, кто соблазняет:

  • учебой во сне

  • методикой 25-ого кадра

  • сногсшибательным эффектом от 15-минутных уроков

  • отсутствием домашних заданий.


Нет, нет и нет! Это не мой путь! Купить видеозапись/сборник таблиц/чужой конспект легко. А овладеть языковой базой, которая не подведет — совершенно другая история. Главная проблема состоит в том, что преподаватель не может повлиять на динамику учебного процесса. Посему груз ответственности ложится исключительно на студента.

К сожалению, у большинства взрослых людей не сформирована привычка учиться. Они не способны из обычного набора знаний выжать максимум пользы. Им нужен наставник.

Вспомните школу или университет. Один учебник, один преподаватель, одинаковое количество учебной нагрузки. Но показатели в четверти, в году и на экзаменах у всех разные. Потому что каждый человек по-своему воспринимает информацию:

  • у визуалов в приоритете зрительная память

  • аудиалы лучше улавливают на слух

  • кинестетики, и такие тоже есть, используют эмоции и прикосновения

  • представителям коммуникативного типа требуется поддержка в лице партнера или преподавателя. А лучше и то, и другое.

И это лишь некоторые нюансы, которые необходимо учитывать при обучении.

Достижения студентов = мои успехи

Стандартный набор материалов курсов я адаптирую под каждого новичка в зависимости от индивидуальных особенностей мышления и возможностей. Меняю объем, содержание, формат и логический порядок подачи под персональную динамику. Подобный подход касается как индивидуальных, так и групповых занятий в Club di lettura. Это святое.

Обезличенная усредненная цифра людей помноженная на деньги с непонятным итогом на выходе — не моя формула преподавания. Я несу ответственность за своих студентов. И мне не стыдно за то, что я делаю.

Так было в школе и университете, когда отвечала за успеваемость. Так было во время работы HR-менеджером. Экс-коллеги удивлялись высокими показателями, ссылались на мой нетривиальный подход к решению проблем, часто критиковали - от непонимания - и... сами использовали его. Это было особым поводом для гордости.

Студенты как источник вдохновения

Говорят, что первые ученики, как первая любовь запоминаются на всю жизнь. Чем запомнились ваши первенцы, поддерживаете ли с ними связь?

Мои первые ученики со мною и сегодня. Наши отношения сложились гораздо раньше совместного изучения итальянского. Думаю, это стало основой нашего доверия.

Оглядываясь назад, вижу что кое-что сейчас бы сделала по-другому. Но тогда я только начинала педагогический путь, и многие моменты просто не знала. Поэтому при каждом удобном случае не устаю повторять, как признательна им:

  • за веру в меня

  • такую важную на тот момент поддержку

  • их отдачу и позитив.

Признаю, мне везет на учеников. С 90% постоянно поддерживаю связь. Многие из тех, кто закончил обучающий курс с удовольствием пользуются и другими продуктами L'italiano per i buongustai.

Это вдохновляет на создание новых проектов. Очень важно, чтобы студенты:

  • не бросали то, во что вложен их труд и время

  • постоянно совершенствовались

  • ставили цели, достигали их и снова шли вперед.

Лучший способ понять ученика — сесть за парту

Как вы относитесь к словам: ≪Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!≫ Вы уже не один год преподаете итальянский язык. Стоит ли вам, не новичку, посещать конференции, тренинги, встречаться для обмена опытом с коллегами? Это что-то дает уже состоявшемуся преподавателю?

Я учусь, учусь и учусь постоянно и непрерывно. Почему не останавливаюсь на достигнутом? Причин достаточно.

  1. Язык — субстанция живая и меняется под влиянием многих факторов. Я не носитель. И мне жизненно необходимо идти в ногу со временем.

  2. Мир мчится вперед семимильными шагами. Появляются новые методические источники и технические условия. То, что еще вчера работало, сегодня может дать сбой.

  3. Мне нравится учиться новому.

Таких пунктов и подпунктов соберется не на одну страницу. Поэтому сразу перейду к последнему:

Пока учишься сам, хорошо понимаешь, что значит находиться в шкуре студента.

Я это осознала в Милане на курсе для преподавателей итальянского как иностранного. Однажды нам вместо занятий по расписанию провели урок японского. Абсолютно неизвестная и необычная материя в виде пугающих иероглифов, непривычных звуков и замысловатой грамматики + полная растерянность участников группы.

Этот опыт многих заставил задуматься об эмоциях тех, кто приходит учиться новому во взрослом возрасте:

  • когда НИЧЕГО не понятно, и почва предательски уходит из-под ног

  • задать вопрос страшно — а вдруг подумают, что ты глупый, хотя в своей реальной жизни ты давно состоялся и как эксперт и как человек

  • даже скромный результат требует значительных усилий.

Это был хороший жизненный урок.

Будильник для совы

География ваших учеников впечатляет: Россия, Канада, Китай, Германия, Франция, Эстония, Англия, Украина, Финляндия, Беларусь, Мальта, США и другие. Как вам удается выстраивать график занятий с учениками из разных временных поясов. Кто вы по натуре жаворонок или сова?

Я настоящая сова. Для того чтобы не потеряться в часовых поясах уже 17 стран использую онлайн-расписание в телефоне с напоминалками.

За все время лишь один раз был пропущен урок. После 10-часового перелета из Китая в Европу неправильно посчитала время. После этого случая стала использовать помощника. Всемогущий Apple помнит все и заблаговременно предупреждает о предстоящих мероприятиях.

Сложности возникают при переводе часов на зимнее или летнее время. В этой ситуации спасают мои всепонимающие и отзывчивые студенты, которые идут на встречу не только мне, но и друг другу. В полной степени это проявилось на занятиях Club di lettura. Бывали моменты, когда группе удавалось договариваться о немыслимых вещах:

  • встретиться раньше на целых 2 часа! Кому-то предстояло отправиться на важную бизнес-встречу и при этом не пропустить увлекательное чтение нескольких страниц из книги Alessandro Baricco

  • взять паузу, потому что обстоятельства не позволяют одному из участников выйти на связь в назначенный день. Зато в следующие встречи приходилось нагонять упущенное. Вместо 90 минут мы занимались 2,5 часа. Правда, участники отмечали, что время пролетало незаметно.

Этим никто не злоупотребляет. Все происходит по доброй воле.

Наметки, планы, перспективы

Помимо курсов вы проводите занятия книжного клуба ≪Club di lettura≫, ведете познавательно-учебные странички в Facebook и Instagram, радуете вдохновляющими и полезными статьями в собственном блоге и даже успеваете проводить учебные онлайн-марафоны. Какие планы на ближайшее и не очень ближайшее будущее? Чего бы хотелось достичь, узнать или еще сделать?

Пока все преподаватели и студенты разбегаются на каникулы, хочу запустить интенсив для абсолютных новичков. Границы скоро откроют и ≪Мое первое путешествие в Италию≫ пригодится для комфортного знакомства с этой потрясающей страной. Волнуюсь, потому что никогда еще такого не делала.

Есть намерение повторить успешный весенний проект ≪Мой первый итальянский дневник≫ для начинающих, но в новом формате. И запустить еще два, для среднего и продвинутого уровня.

В заполнении материалами и в технической помощи со стороны очень нуждается новый сайт L'italiano per i buongustai. Для меня это слишком трудоемко. Приходится тратить бесценное время на изучение возможностей и особенностей программы. И Инстаграм. Вот где реальная головная боль.Честное слово, с легкостью обменяю свой итальянский на свободные смышленые руки. Пишите — обсудим все возможные варианты.

Еще в планах книжечка. Правда, пока эта идея больше похоже на sogno nel cassetto — несбыточную мечту, но как знать.

А осенью обязательно будут новые клубы. Уже проверено такой формат помогает приложить базовые знания по назначению. При закрытых зимой и весной границах для многих это стало настоящим хитом.

И участники Club di lettura вошли во вкус:

  • одни получили возможность свободно читать хорошую литературу в оригинале

  • другие вспомнили о таком удовольствии как чтение. Что может быть лучше, чем забыть о повседневной суете за интересной книгой?

  • третьи увидели и оценили свои точки роста и смогли поднять планку для новых достижений

  • четвертые просто увидели прикладную ценность своих даже минимальных знаний.

Сегодня Клуб, который рассматривался как временное карантинное пристанище очарованных итальянским, стал любимым местом для дружеских встреч и невероятных открытий. Я сама полюбила этот формат. Он, конечно, хлопотный в подготовке. Но эмоции, которые получаю я и участники, того стоят!

Язык счастливых людей

С регулярным постоянством появляются новости о создании единого для всех жителей нашей планеты языка. Он должен облегчить взаимопонимание людей из разных стран. Как вы считаете, такое возможно?

Язык, который поможет найти взаимопонимание — стопроцентно итальянский!

Хотя по количеству говорящих он находится лишь на 17 позиции. Почему я в это верю? Обратимся к статистике. Еще недавно в рейтинге наиболее изучаемых языков итальянский занимал пятое место. А пару лет назад он уверенно поднялся на четвертое. Это о многом говорит.

Языки, которые пока лидируют — рабочие инструменты:

  • английский давно стал обязательным, для того чтобы претендовать на престижную работу, особенно на европейском рынке труда

  • испанский связан с американскими мигрантами

  • китайский вырвался вперед, потому что Поднебесная плотно занимает мировое экономическое пространство.

Почему интерес к итальянскому постоянно растет? Это очевидно:

  • он позволяет почувствовать пьянящий как vino spumante вкус жизни

  • открывает тайны особой философии мирового порядка

  • помогает понять и оценить настоящие, а не призрачные ценности.

По статистике 20% осваивает итальянский по необходимости — для воссоединения с семьей, по работе или учебе. Остальные 80% добровольно изучают его для собственного удовольствия! И только!

Как вы думаете, что правит миром? Деньги? Положение в обществе? Нет, нет и нет! Миром правит УДОВОЛЬСТВИЕ!

Если хотите получать наслаждение от каждого мгновения — учите итальянский. Я помогу как сделать первые шаги в нужном направлении, так и найти точку приложения уже накопленных знаний.

И очень скоро вы поймете с итальянским — la vita è molto più bella!


A presto,

Evgenia R.

129 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page