top of page
  • Фото автораРевуцкая Евгения

Стабильный офис или многогранный фриланс. Что выбрать?

Начало карьеры: два министерства и один декрет

- Евгения, у вас солидный опыт работы в офисе и весомый послужной список, в котором имеется и руководящая должность. Интересно узнать, как вы пришли в профессию и стали HR-менеджером?


Однажды мне позарез захотелось сменить работу.


Нет, работа была прекрасная:

  • небольшой отдел в министерстве здравоохранения

  • служебная машина с водителем

  • ноль переработок

  • фонд оплаты на восьмерых каждый месяц делится на четверых

  • да и самой работы на одного человека ровно до обеда.

Но!

  • Опаздывать нельзя!

  • Газету читать нельзя!

  • Макияж поправлять нельзя!

  • По телефону болтать тоже нельзя!

В рабочее, оно же свободное от работы, время, конечно.

С такой работы 'сбежать' не приходит в голову


А то кто-нибудь войдет и увидит, что мы не работаем и нас всех сократят. Единственное, чего вдоволь — это сплетни. И так четыре года. Мне отчаянно захотелось сбежать. Вырваться на волю.

Д’Артаньян [...] спрашивал себя, почему есть на свете люди, которые добиваются всего, чего желают, будь то почести или любовь, между тем как другие застревают на полдороге своих надежд — по вине ли случая, или от незадачливости, или же из-за естественных помех, заложенных в них самой природой.

(А. Дюма «Двадцать лет спустя»)


Куда может податься человек без прописки?


Кто примет на работу человека без прописки? Только он сам себя может принять и оформить. Так я стала инспектором отдела кадров, ничего не зная и не понимая в кадровом учете. Но я не сомневалась, что справлюсь, если захочу и потрачу время на тонкости кадрового делопроизводства.


Обычным делопроизводством я владела в совершенстве. Оставалось только разобраться в Трудовом законодательстве и связанных с ним процессах.


Разобраться было не очень сложно. Тем более, что мой куратор в Министерстве, на этот раз культуры, живо откликнулась на мою потребность. Она, не жалея сил, разбирала бесконечные кейсы, легко жонглируя статьями, пунктами статей и нормативных документов.


«Вот это подход!» - восхитилась я. И не отставая, перенимала профессиональный стиль ведения личных дел и трудовых книжек. Из своего театра я ушла в декрет.


В декрете заочно училась в юридическом колледже. Ну не терять же время, правда? Я окончательно разобралась в кадровом делопроизводстве и написала на эту тему диплом. Правда, после декрета мне пришлось искать работу в другом месте.


Новый этап: от референта в «Психологической службе» до сертифицированного менеджера по персоналу


Все началось со случайной газеты со случайным объявлением о наборе на обучение менеджеров по продажам.


Экспресс-обучение основам продаж в разношерстной группе людей, уставших от жизни, закончилось неожиданным приглашением. Директор «Психологической службы» предложила занять стол в центре офиса на красной линии с нехитрыми обязанностями — референт руководителя с выполнением обязанностей инспектора отдела кадров.


Эта служба кроме персональных консультаций оказывала компаниям консалтинговые услуги по подбору персонала, разрешению конфликтов, проводила неведомые в то время широкой публике тренинги по эффективному взаимодействию с Клиентами. Да, да, Клиент в нашей службе был именно Клиентом с заглавной буквы. И закрутилось, понеслось...


В нашем здании проводились специальные курсы, которые я, конечно же окончила. Из «Психологической службы» я уже вышла сертифицированным менеджером по персоналу. И ушла себя пробовать в бизнес по объявлению бегущей строкой.

Как становятся профессионалами: приведение в порядок корпоративных завалов + теоретические знания = бесценный опыт

Руководство этой корпорации искало не то чтобы менеджера. Нет, искали привычного мне референта. А увидев мой свеженький сертификат, дама в отделе кадров отложила пилку, которой пилила ногти, и предложила мне должность менеджера по подбору.


«Ура!» — закричала я и радостно запрыгала прямо там же от широты надвигающихся возможностей.


Радость длилась недолго. В компании на тот день оказалось 82 открытых вакансии, а сама дама начальник умела только пилить ногти и плести психологические интриги. Поэтому разгребать работу досталось мне. Чтобы вернее разобраться в предмете, я поступила в университет психологии и психоанализа по профилю. И погрузившись в то, как работают психотехнологии в бизнесе, окончательно поняла: «Мое!»

Дайте на Вас посмотреть поближе


Из этой компании на рынок труда я уже вышла той, за кем охотились кадровые агентства.

12 направлений бизнеса каждый день приносят такой опыт, о котором учебники еще только когда-то напишут.

А очередной диплом позволял даже лицензировать право ведения собственной деятельности в сфере кадрового менеджмента. Но тогда мысль о фрилансе не увлекала меня. Хотя предложения от спонсоров и тех, кто хотел на этом заработать с моей помощью поступали.


Об увольнениях


- Американские эксперты уверены, что каждые 5-7 лет человеку нужна перезагрузка, то есть смена работы. Расскажите, что не давало вам засиживаться на одном месте?


Все банально. О первых движениях в сторону изменений от офисной скуки уже рассказала. Из театра меня попросту незаконно уволили, в декретном отпуске. Правда, так же быстро и восстановили. По решению суда.


Директор просто любил выборочно читать Трудовой кодекс. Помощник прокурора за 15 минут за закрытой дверью ему объяснила, что вырывать фразы из законодательного контекста нехорошо. Тем самым и мне показала пример пользы владения предметом.


В корпорацию из психологической службы я ушла за опытом. Правда отсюда меня тоже попытались незаконно уволить. Мы не поделили сферы влияния с учредителем, который был и директором. В какой-то момент он осознал, что бизнесом и финансами — да, управляет он, а вот персоналом — я.


Его желание единолично распоряжаться всем познакомило меня с понятием «психологическая безопасность» в бизнесе. Пришлось изучить теорию и отстаивать свои права по науке.


Из следующей компании, не менее диверсифицированной, но с женским менеджментом пришлось уйти по банальной причине — в учредителях не было согласия. А когда в товарищах согласия нет, все как в известной басне: рак пятится назад, лебедь пытается взлететь, а рыба тянет в воду.


Такие разнонаправленные действия заставили сначала продавать с молотка отдельные бизнес-направления, а потом мне просто не осталось поля для деятельности.


Сами понимаете, финансовые просчеты и конфликты учредителей мне на увольнение не оставили бюджета. О сокращении речи не стояло. Пришлось взять на себя функции кадрового агентства и помочь найти себя на рынке труда всем сотрудникам, которых следовало уволить.

Тем опытом особенно горжусь. Я должна была отправить за дверь более 300 человек. Но ни одного трудового спора, ни одного обиженного на нас или на жизнь человека.

На этом непростом этапе состоялось знакомство с моим следующим и последним работодателем — Сбербанком. Вернее их у меня было два. Дальневосточный и Волго-Вятский.

Италия как всегда не позволила долго пребывать в растрепанных чувствах


Из Дальневосточного руководство меня уволило. Вновь незаконно. Не простили того, что сейчас же сами и внедряют в связи с карантином — высоко результативного дистанционного управления моим многочисленным подразделением из Италии. Туда я каждое лето уезжала снимать домик у моря. А могли бы перенять успешный опыт эффективного удаленного управления.


О последнем своем увольнении я долго молчала. Я скрыла этот факт в Нижнем Новгороде от нового работодателя. А сейчас мне о нем напоминают те, кто стал свидетелем ситуации и потом учился на моем опыте. Просят рассказать о нюансах и поделиться секретами успешного руководства на расстоянии. И наверное, я это сделаю. Но не в этом интервью.


Зато в Нижнем Новгороде этот опыт пришелся как нельзя кстати. За короткое время переданное мне в управление хозяйство на грани развала было взято под контроль, а рабочие процессы отлажены. Я по праву гордилась собой, когда после моего ухода подразделение по оценкам аудита получило «зеленую зону». Я ведь мечтала об этом — стать профессионалом в своей сфере. Это ли не признание?


Плюсы и минусы офисной работы


- О каких моментах корпоративной работы вы вспоминаете с теплотой?


О дружбе за пределами работы. О том, что до сих пор меня помнят. Многие мои сотрудники и коллеги делятся со мною своими успехами и изменениями в жизни. Бывшие партнеры нередко обращаются за консультацией. Вплоть до недавнего времени, пользуясь своей репутацией и профессиональной экспертизой, я еще помогала своим — а они мои до сих пор — находить себя, в том числе и в других регионах внутри структуры.


- А какие инциденты вызывали непонимание и желание все бросить?


Желания бросить не возникало. Было нервно, интересно и поучительно. В отношении меня случался даже целенаправленный моббинг. Не поверите, на место HR всегда найдется много желающих.


Дилетанты видели во мне просто холеную женщину в отдельном кабинете, которая незаслуженно пользуется вниманием вышестоящего руководства.


Мало кто догадывался насколько это каторжный труд без права на ошибку с постоянным движением и развитием внутри себя, поиском баланса и верных решений, которые не нарушают чужую экологию.


- В 2006 году состоялась ваша первая встреча с Италией. Вместе с любовью к этой удивительной стране, ее культуре, живописным местам и самому красивому в мире языку у вас появилось необычное хобби. В свободное от работы на корпорацию время вы давали уроки итальянского коллегам и знакомым. Многие жалуются, что работа отнимает у них все силы. Откуда вы брали энергию, чтобы совмещать работу, домашние дела, подготовку и проведение занятий?


Первый опыт преподавания случился между последним увольнением и ожиданием переезда. Дочь заканчивала 11 класс и с новым работодателем мы договорились, что на работу я выйду ровно после ее выпускных экзаменов.

Уроками итальянского я спасалась на новом месте в агрессивной рабочей среде в городе без друзей.

Вот кажется уже без сил и без слов к концу рабочего дня. А разложишь итальянскую грамматику на простые понятные схемы благодарным слушателям и как будто твои батарейки снова заряжены. И можно в новый бой.


Как переезд в Чехию кардинально изменил карьеру HR-менеджера


- После переезда в Чехию от карьеры HR-менеджера пришлось отказаться. Справиться с безысходностью вам помогли уроки по Скайпу. Большинство довольствовалось бы этим. Что подтолкнуло кардинально сменить сферу деятельности и стать сертифицированным онлайн-преподавателем?


Как вы уже поняли — за все, что я берусь делать, я берусь основательно. И потом, последние десять лет в HR я занималась построением эффективных систем обучения. Я вообще, если хорошо подумать, всю жизнь занималась обучением.

Главное - начать


В первом классе меня садили за парту к отстающим ученикам. В выпускном я уже отвечала за обучение во всем классе и даже навещала отстающих дома. Проверить уроки, объяснить непонятный материал, и узнать какие дома условия у неуспешного ученика. Провести работу с родителями. Вместе с ними создать эти условия. Вот обеспечим комфортную среду, тогда и начнем требовать, правда?


И к выбору новой профессии я подошла также основательно. У меня было несколько критериев к моей новой работе:

  • она должна была быть востребована раньше, востребована сейчас и будет востребована и дальше

  • должна достойно оплачиваться

  • в ней я могу стартануть прямо завтра.

По этим критериям в новой европейской реальности мой колоссальный опыт в HR без владения чешским или английским значительно отставал от идеи перейти от любительского преподавания итальянского языка к профессиональному.


Нет, конечно, были еще в запасе диплом инженера-строителя в купе с курсами дизайна интерьеров и курс косметологов. Все как положено, с проектами и экзаменами.


Но выбирала я здесь в Чехии только между двумя возможностями приложения собственных усилий: HR сфера и итальянский язык.


И я решила поехать в Милан, чтобы получить свое законное право преподавать итальянский язык иностранцам. А потом я, как обычно, всерьез увлеклась предметом деятельности.


С судьбой наперегонки


- Вы помните о своих страхах на пути к фрилансу? Как с ними справлялись? Где или у кого находили поддержку и мотивацию?


От идеи фриланса я убегала всю жизнь. Я человек корпорации. Винтик корпоративной среды, который точно знает, какой храм он строит, и как влияет на конечный итог. Мне это нравилось и я себя комфортно чувствовала. Даже в переделках. Понимала, что это издержки выбранного пути.


Когда пришлось отказаться от привычной сферы деятельности, я не давала себе установок типа: «Женя, ты должна быть сильной!» Так же как и все рыдала, трусила, боялась печальных мыслей. Но изучив столько теорий и организовав столько тренингов по эффективному управлению, пропустив через свой суд стольких тренеров и предлагаемых программ, Когда пришлось отказаться от привычной сферы деятельности, я не давала себе установок типа: «Женя, ты должна быть сильной!» Так же как и все рыдала, трусила, боялась печальных мыслей. Но изучив столько теорий и организовав столько тренингов по эффективному управлению, пропустив через свой суд стольких тренеров и предлагаемых программ, разве я не имела права научиться работать прежде всего с собой?


Нет, мне не приносили новую жизнь на блюдечке с хохломской росписью — за всем стоит труд, стресс, и немалые. А поддержка приходила всегда.

Поддержкой может стать все что угодно, даже зависть


После очередного увольнения я оказалась на итальянском термальном курорте с коллегой. Отпуск был спланирован заранее. Я вообще люблю жить по плану. Еще год назад куплены билеты и забронирована гостиница. Неожиданно очутившись на рынке труда и с ипотекой, я, по мнению многих, должна была сдать билеты и начать экономить.


А поступила ровно наоборот. Задала себе вопрос: «А когда еще ты сможешь поехать в Италию?» И поняла, что наверное уже никогда. И как Дюймовочка перед тем, как она вышла замуж за крота, решила махнуть прощально рукой итальянскому солнышку. И махнула.

Горевать уж лучше там, где все дорого сердцу. И Италия, как всегда, не позволила долго пребывать в расстроенных чувствах.


Представьте картину: я выхожу из купальни, в которой еще потомки римских богов и патриции проводили время в оргиях с гетерами, окутанная клубами пара и освещенная заходящим солнцем в своей золотой шапочке для бассейна. Моя коллега смотрит на меня и в сердцах бросает: «Чтоб я так жила после увольнения!»


И в этот момент процесс разрушения внутри меня останавливается. Я понимаю, что это не я бьюсь головой о стену, а те, кто остался. И это они мне завидуют. Потому что они еще находятся в плену иллюзий, а я уже нет.

Чтоб я так жил после увольнения!


Именно я вольна принимать любые решения, улучшать свою жизнь, пока она не начнет меня устраивать. И у меня есть силы начать все с начала.

- Какие навыки и знания офисной работы пригодились во фрилансе?


Абсолютно все, начиная с умения планировать свой день, и заканчивая стратегическим и финансовым планированием. Но это не значит, что я остановилась в развитии и успокоилась.


В корпорации на твою идею работает команда и смежники. Если нет идей — есть мозговой штурм. А во фрилансе — ты сам и команда, и смежники, и еще все то, что обычно отдают на аутсорсинг.


Со стороны кажется, что у фрилансера сказочная жизнь. Вы много путешествуете, занимаетесь любимым делом, над вами нет начальников, сами планируете рабочий график, можно в любой день устроить себе выходной. А какие недостатки работы на себя?


Недостатки есть и в том, и в этом образе жизни. Но есть и своя прелесть.


Теперь, например, собираясь в отпуск, я не должна выслушивать отказ начальника: «Отпуск? Нет! Жирно живете, Евгения Викторовна!» Я просто заблаговременно ставлю в известность своих студентов. Отпуска по-прежнему планирую очень заранее. И студенты меня отпускают набраться сил и новых итальянских слов. Вернее, я их отпускаю на каникулы. А кто не любит каникул, скажите?


Минусы фриланса


Работая дома вы для домочадцев вроде как бы и не работаете. И вроде бы к вашей работе нельзя относиться серьезно. Придется приучить родных к тому, что эта работа такая же серьезная как и в офисе. А у меня и табличка есть в классе «офис» для тех, кто забудет. Но мои не забывают.


Никто не отменял финансового планирования. Даже в моей новой работе есть сезонность. Эти спады я планирую заранее — не беру на это время повышенных финансовых обязательств по расходам. Диверсифицирую источники доходов.


Я много знаю о персональном финансовом планировании. Это такая же точная наука как физика или химия. Меня она не однажды спасала от полного краха.


Вы не останавливаетесь на достижениях и продолжаете удивлять неординарными идеями. Кулинарные курсы, свой блог, издание журнала на итальянском. Раскройте секрет, откуда вы черпаете вдохновение?


Потеряв многое, я стала свободнее внутри себя. А на свободе птицы поют в удовольствие, импровизируют. И по-прежнему меня заряжает Италия и итальянский. И опять же набившее всем оскомину планирование.


Все мои новые идеи по плану. Ведь кроме финансов я планирую и подвожу итоги еще по 29 серьезно-несерьезным пунктам, которые можно свести к нескольким сферам:

  • здоровье

  • друзья и окружение

  • отношения

  • карьера и бизнес

  • творчество и внутренний мир

  • личностный рост и яркость жизни.

Для меня важно профессиональное сообщество


- Что вы можете посоветовать тем, кто сейчас находится на перепутье: работа в офисе достала, а решиться на перемены — страшно?


«Достала» — это не очень хорошее слово.


Если достала привычная работа, то достанет и фриланс. Помните, что оторвавшись от профессиональной сферы и начав расти по карьерной лестнице, в какой-то момент вам просто уже нечего будет продавать. Если только вы не профессиональный руководитель экстра-класса.


В любой сфере станьте тем, кого в начале 2000-х показывали в рекламе мобильной связи: «Он сейчас все исправит — он профессионал!» И вам нигде не будет ни скучно, ни страшно. Даже потеряв место в корпорации, вы всегда продадите свои экспертность и профессионализм.

Вы просто обернете вокруг себя, своих умений, новую действительность как ракушку. Услышите шум моря внутри нее и утопите в этом шуме все свои страхи.

Каждый человек должен сам решать, где ему комфортнее — в офисе или фрилансе. Но чтобы вы ни выбрали, станьте экспертом в своей работе, в своей профессии, в своей сфере, ищите как им стать и не останавливайтесь в развитии.


A presto,

Evgenia R.


Интервью для меня записала Алена Садыкова:




14 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Комментарии


bottom of page